Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Кафедра металлургических и литейных технологий
 


Журнал «Литейщик России»

Журнал «Литейное производство»

Проект РАЛ-инфо

Разработки в области чугунного литья


Под руководством профессора Г.А. Косникова доцентом Л.М. Морозовой и ведущим инженером Ю.А. Каплуновским разработаны:


  • аустенитно-бейнитные чугуны с шаровидным графитом (АБЧШГ) и технология изготовление из них коленчатого вала и шестерен большегрузного автомобиля (ОАО «КАМАЗ» г. Набережные Челны);
  • Фото коленчатого вала


  • графитизированные износо- и коррозионностойкие алюминиевые чугуны и технологии получения из них облегченных тонкостенных фасонных отливок общего и специального назначения, в частности деталей электропогружных насосов (ОАО «БЭНЗ», г. Бугульма);

  • Фото деталей насоса


  • заливочные чугуны для электролизеров (ОАО «САЗ», г. Саянск);

  • высокопрочный чугун с шаровидным графитом для магниторельсовых тормозов высокоскоростных пассажирских вагонов, чугунов с шаровидным и вермикулярным графитом для работы при повышенных и отрицательных температурах.


  • Л.М. Морозова
    Высокопрочный чугун для магниторельсовых тормозов высокоскоростных пассажирских вагонов

    Литейщик России. 2011 г. № 2. с. 28. (с сокращениями)

    Пассажирские вагоны со скоростью движения более 160 км/ч должны быть оборудованы магниторельсовыми (МРТ) или линейными вихретоковыми тормозами. На ряде международных и отечественных пассажирских вагонов устанавливаются экстренные МРТ, действующие совместно с дисковыми или пневматическими колодочными тормозами.

    Опыт эксплуатации МРТ с низкоуглеродистыми стальными полюсами показал, что наваривание спекшейся ферромагнитной пыли продуктов трения на рабочей поверхности полюса МРТ может приводить к снижению силы торможения до 20%, что требует значительных затрат для удаления пыли. Этого недостатка лишены МРТ с полюсами из ЧШГ*. <...>

    Работы по созданию высокоскоростных пассажирских вагонов в России обострили проблему получения материала для полюсов МРТ, не склонного к наволакиванию продуктов износа на поверхности трения и обладающего одновременно достаточно высокими магнитными свойствами, коэффициентом трения и износостойкостью.

    Исследования магнитных свойств стандартных ЧШГ показали, что требуемые тормозные характеристики ими не обеспечиваются.

    Исследовали [1] влияние химического состава, условий модифицирования, структуры чугуна и режима термообработки на магнитные свойства ЧШГ.

    Как показали исследования, магнитные свойства ЧШГ зависят не только от состава и структуры чугуна, но и от режима ТО, в том числе скоростей нагрева и охлаждения заготовок, температуры извлечения их из печи.

    На основании проведенных исследований разработали состав, технологию получения и режим термообработки ЧШГ для полюсов МРТ, магнитные свойства которого существенно превышают магнитные свойства стандартных чугунов. В производственных условиях изготовили партию полюсов, которыми были оборудованы МРТ опытных вагонов (рисунок).

    Фото промежуточного полюса башмака МРТ из ЧШГ

    Промежуточный полюс башмака МРТ из ЧШГ

    При скорости движения более 100 км/ч, что особенно важно для высокоскоростных вагонов, коэффициент трения полюсов из разработанного ЧШГ оказался на 30% и более выше, чем стальных. По тормозной силе МРТ с этими полюсами не уступают тормозам со стальными полюсами.<...>

    Разработанный ЧШГ обладает хотя и несколько худшими по сравнению со сталью магнитными свойствами, но значительно лучшими фрикционными характеристиками и практически исключает возможность наволакивания [2], что позволило рекомендовать его к серийному применению.

    Магниторельсовые тормоза с полюсами из разработанного ЧШГ, обеспечивающие достаточно высокую тормозную эффективность [2], были установлены на высокоскоростные вагоны электропоездов «Сокол» и «Невский экспресс».

    Список литературы

    1. Морозова Л.М., Талья И.И., Казаринов А.В., Талья Ю.И. Высокопрочный чугун для магниторельсовых тормозов высокоскоростных пассажирских вагонов // Литейное производство. 2000. № 1. С. 10-11.

    2. Казаринов А.В., Крылов В.В., Колобков В.Н., Максимов Б.Г. Испытания магниторельсового тормоза на электропоезде «Сокол» // Вестник ВНИИЖТ. 2002. № 2. С. 2-6.

    Фото высокоскоростного поезда РЖД «Невский экспресс»

    Высокоскоростной поезд РЖД «Невский экспресс»


    Тележка вагона высокоскоростного поезда РЖД «Невский экспресс»

    Тележка вагона высокоскоростного поезда РЖД «Невский экспресс»


    * ЧШГ - чугун с шаровидным графитом.
    
    © 2011-2017 Кафедра МЛТ СПбПУ Карта сайта Главная страница сайта