Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Кафедра металлургических и литейных технологий
 


Журнал «Литейщик России»

Журнал «Литейное производство»

Проект РАЛ-инфо

Художественное литье России XIII – XX веков


Древнерусская культура периода монгольского владычества, продолжавшегося два с половиной века до 1480 г., когда московский князь Иван III разорвал ханскую грамоту, сохраняла верность византийской христианской художественной традиции.
Художественное литье второй половины XIII – XV в. представлено преимущественно отливками из бронзы культового характера.
Во второй половине XIV в. в Новгороде работал литейщик Авраам. Его автопортрет сохранился на Корсунских воротах Новгородского Софийского собора.


Корсунские ворота и автопортрет литейщика Авраама. Новгород. XIV в.

Возрождение художественных ремесел и художественного литья связано с консолидацией древнерусских земель вокруг Московского государства в XV в.
Литейщик Андрей Чохов был выдающимся пушечным мастером. Ему принадлежит отливка легендарной 2400–пудовой (39,3 т.) Царь–пушки в 1586 г.


А. Чохов. Царь–пушка. Бронза. Москва. 1586 г.

Наряду с монументальным бронзовым литьем развиваются традиции изготовления осветительных приборов, паникадил, других предметов усложненной формы с насыщенной декором поверхностью.
В послемонгольский период продолжается совершенствование художественного литья из олова. Их него отливали рельефные нательные кресты, иконки, поцелуйные образки, фигурные бляшки для украшения стенок деревянных ларцов, сундуков, складов книг и пр. В XVI – XVII вв. заметно развивается чугунное литье, в том числе для изготовления надгробных плит.
В XVIII в. литье в России развивалось по двум основным направлениям: в русле христианской традиции и народного искусства.
Наиболее показательным примером монументально-декоративного художественного литья является легендарный Царь–колокол, отлитый в 1735 г. по чертежам и моделям знаменитого российского литейщика Ивана Моторина. Масса колокола составила 12000 пудов (около 200 т). Устроенное над колоколом деревянное сооружение для его подъема загорелось. Пытаясь охладить раскаленный колокол, его поливали водой, из-за чего часть колокола массой 11,5 т откололась. Спустя столетие колокол извлекли из литейной ямы и установили возле колокольни Ивана Великого.


И. Моторин. Царь–колокол. Бронза. Москва.

Подлинным центром художественного литья становится Каслинский чугунолитейный завод, основанный в 1747 г. кузнецом Коробковым. Литейщики Каслей использовали чугун с увеличенным содержанием фосфора, повышающего жидкотекучесть расплавленного металла. В этом заключается одно из объяснений изумительного рельефа Каслинского литья.


Ж. Готье. Дон Кихот. Чугун. Конец XIX в.

Значительные этапы развития монументально-декоративной, станковой скульптуры и мелкой пластики связаны с творчеством Карло-Бартоломео Растрелли (1675–1744) и Этьена-Мориса Фальконе (1716–1791).
Примером творческих достижений Растрелли является конный памятник Петру I. Император, облаченный в богато декорированные пластинчатые доспехи и увенчанный лавровым венком, торжественно восседает на медленно движущемся коне.


К.Б. Растрелли. Памятник Петру I. Санкт-Петербург. 1800 г.

Событием огромной важности для развития российской и мировой монументальной скульптуры стало создание французским скульптором Э.–М. Фальконе конного монумента Петру I.
Работа над бронзовым монументом, получившим название «Медный всадник», длилась более 12 лет. Примечательная техническая особенность памятника заключается в том, что изваяние лошади и всадника цельнолитое, разностенное и полое внутри.


Э.-М. Фальконе. Памятник Петру I. Cанкт-Петербург. 1778 г.

Скульптор М.И. Козловский — автор бронзовых литых монументально-декоративных произведений конца XVIII – начала XIX в. Ему принадлежит один из лучших классических бронзовых монументов – памятник генералиссимусу А.В. Суворову, установленный на Марсовом поле в Санкт-Петербурге.
На цилиндрическом гранитном постаменте, украшенном аллегорическими бронзовыми рельефами, возвышается фигура воина в латах с мечом и круглым щитом.


М.И. Козловский.Памятник А.В. Суворову. Санкт-Петербург. 1801 г.

С архитектурным художественным литьем конца XVIII в. связано имя Бартоломео Франческо Растрелли (1700–1771), сына скульптора Карла Растрелли. Ему принадлежит авторство одной из наиболее ранних из сохранившихся в застройке Петербурга чугунных решеток XVIII в. – решетки ограды дворца графа М.С. Воронцова.


Б. Растрелли. Чугунная ограда дворца графа М.С. Воронцова. Санкт-Петербург. XVIII в.

Классицизм, утвердившийся в последней четверти XVIII в. в искусстве России, дал блестящие образцы архитектурного чугунного литья, к которым, в частности, относится решетка перил канала Грибоедова в Петербурге, детали китайского мостика в Александровском парке Царского села, знаменитая решетка высокой ограды в воротах Летнего сада (Фельтен, Егоров, 1784 г.)
XIX – начало XX в. были насыщены различными событиями в истории России. Победа над Наполеоном в Отечественной войне 1812 г. вызвала громадный патриотический подъём и нашла отражение во всех областях творчества. Формы художественных стилей классицизма и ампира оказались весьма созвучными времени и способствовали воплощению героических тем и образов.
К этому периоду относится лучшее творение выдающегося скульптора И.П. Мартоса (1754 – 1835) – памятник К. Минину и Д. Пожарскому в Москве.


И.П. Мартос. Памятник Минину и Пожарскому. Москва. 1818 г.

Художественным завершением ансамбля площади перед Казанским собором в Петербурге стали бронзовые монументы полководцев Отечественной войны 1812 г. М.Б. Барклая-де-Толли и М.И. Кутузова скульптора Б.И. Орловского.
Произведения П.К. Клодта (1805 – 1867) представляли собой плоды редкого в художественной практике сочетания мастерства талантливого скульптора и высокопрофессионального литейщика. Скульптурные композиции «Укрощение коня» принесли их создателю мировую известность.


П.К. Клодт. Скульптурные группы «Укрощение коней».Бронза. Санкт-Петербург. 1833 - 1850 гг.

В 1859 г. Клодт в творческом сотрудничестве с архитектором А.А. Монферраном создал памятник императору Николаю I. Скульптурная группа всадника на вздыбленном коне имеет только две точки опоры – задние ноги лошади. Оппоненты скульптора говорили, что статуя, выполненная таким образом, рухнет. Однако она до сих пор стоит на своем постаменте около Исаакиевского собора.
Во второй половине XIX в. плодотворно работал художник М.О. Микешин (1835–1896). Он создал высокохудожественные и сложные в техническом исполнении памятники Екатерине II в Петербурге, Богдану Хмельницкому в Киеве, 1000–летию России в Новгороде.


М.О. Микешин. Памятник «Тысячелетие России». Новгород. 1862 г.

В первой половине XIX столетия в России наступает золотой век чугунного литья, которое включается в величественные архитектурные, ландшафтные, садово–парковые ансамбли, придавая их облику черты неповторимости.
Оригинальные композиции созданы замечательным архитектором А.Н. Воронихиным (1759–1814), в том числе решетка ограды Казанского собора. Эта решетка является примером литейного мастерства, которым славится Петрозаводский чугунолитейный завод.
На всем протяжении своего творческого пути архитектор Карл Росси (1775–1849) хранил верность идеалам классицизма, мастерски находя применение чугунному литью. Наибольшее число литых чугунных украшений использовано им в ансамблях Елагина, Аничкова, Михайловского дворцов. По рисункам Росси выполнены фонарные столбы, решетки, лестницы и другие высокохудожественные детали Большого Павловского дворца.
В середине – второй половине XIX в. окончательно формируется типологический ассортимент художественных отливок из бронзы. Ведущее место занимают жанровые композиции на народную, историческую тематику и анималистическая скульптура малых форм. На всемирной выставке в Париже в 1878 г. российская бронза получила высшую оценку.
Со второй половины XIX в. успешно развивается производство художественного чугунного литья. Среди предприятий, его изготавливающих, первенство принадлежит Каслинскому заводу на Урале. В 1913 г. в ассортименте выпускаемых им изделий было около 750 наименований.
Мировое признание искусство каслинских литейщиков получило в 1900 г. на Всемирной выставке в Париже. Жюри отметило высшей наградой изделие, которое журналисты единодушно оценили как «ажурное чудо». Речь идет о чугунном павильоне, выполненном по проекту архитектора Е.Е. Баумгартена в 1898 г. и ставшем главным экспонатом российского раздела выставки. Павильон имел почти пятиметровую высоту и производил впечатление сотканного из чугунных кружев.


Е.Е. Баумгартен. Каслинский чугунный павильон. 1898 г.

Десятилетия, последовавшие за Октябрьской революцией и гражданской войной, оказались неблагоприятными для развития художественного литья. Трудности были связаны с отсутствием сырья, энергоносителей, опытных скульпторов и формовщиков, а также с новыми эстетическими и политическими взглядами того времени. Исповедовалось конструктивистское направление, согласно которому считалось, что цемент, железобетон и камень больше отвечают революционному характеру времени.
После окончания Великой отечественной войны значительно усилилась работа по сооружению памятников и монументов, отображающих героику народного подвига в войне. Примером может служить мемориальный комплекс защитникам Ленинграда скульптора М.К. Аникушина.


М.К. Аникушин. Мемориальный комплекс защитникам Ленинграда (фрагмент). 1975 г.

В середине 1960–х – конце 1970–х гг. возрастают количество и качество сооружаемых памятников и монументов. Об этом свидетельствуют созданные М.К. Аникушиным бронзовые памятники А.С. Пушкину и В.М. Бехтереву в Ленинграде; работы скульптора О. Комова, воплотившего в бронзе образы деятелей российской истории и культуры – памятники А.Г. Венецианову в Вышнем Волочке, А.С. Пушкину в Твери, Болдине, Пскове, А.В. Суворову и Андрею Рублеву в Москве; конный памятник фельдмаршалу М.И. Кутузову в Москве работы Н.В. Томского и др.


М.К. Аникушин. Памятник А.С. Пушкину. Санкт-Петербург. 1957 г.

В последние годы XX в. наметилась тенденция создания статуй литературных героев и других персонажей, характерных для городской среды. В Петербурге появились скульптуры «Последний фонарщик», присевший с лестницей отдохнуть у последнего газового фонаря напротив дома, где П.Н. Яблочков изобрел электричество; «Фотограф», приглашающий прохожих сфотографироваться недалеко от известной мастерской фотографа Буллы, «Городовой», следящий за порядком в городе, «Чижик–Пыжик» на р. Фонтанке и, наконец, «Остап Бендер» рядом со своим знаменитым стулом.


Памятник персонажу книги И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» Остапу Бендеру. Санкт-Петербург.

На рубеже XX и XXI вв. большую известность приобрели монументальные и монументально-декоративные скульптурные работы, отлитые в бронзе, президента Академии художеств, народного художника России З.К. Церетели.


З.К. Церетели. Скульптура Г.А. Данелии и героев его фильмов. Бронза. Тбилиси, Авлабар.

Ему принадлежат памятник Георгию-Победоносцу, установленный перед Храмом Христа-Спасителя в Москве, мемориальный комплекс памяти жертв 11 сентября в Нью-Йорке, многочисленные скульптуры выдающихся деятелей истории, культуры и искусства.


З.К. Церетели. Скульптура Ю.А. Башмета. Бронза.


© 2011-2017 Кафедра МЛТ СПбПУ Карта сайта Главная страница сайта